Официальный поставщик информационно-правовой системы Гарант с 2009 года

Вы находитесь в рубрике: Вопрос-ответ

Изменения в Законе N 44-ФЗ: организационные особенности (С.О. Постовалова, журнал «Вестник Института госзакупок», N 10, октябрь 2021 г.)

С.О. Постовалова,

ведущий юрисконсульт Экспертного центра Института госзакупок

Журнал «Вестник Института госзакупок», N 10, октябрь 2021 г., с. 16-17.

 

В данном материале автор предлагает ознакомиться с некоторыми изменениями, предусмотренными Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ, и касающимися вопросов регулирования процесса организации закупочной деятельности заказчиков по Закону N 44-ФЗ.

 

1. Сроки хранения документов

С 1 января следующего года ст. 4 Закона N 44-ФЗ будет дополнена новой частью (ч. 15 ст. 4 Закона N 44-ФЗ). Указанная норма будет предусматривать специальные сроки хранения информации и документов, образующихся в процессе закупочной деятельности заказчика.

Так, будет прямо закреплено, что информация и документы, предусмотренные Законом N 44-ФЗ, формируемые и составляемые заказчиком (за исключением формируемых и размещаемых в ЕИС и (или) на электронной площадке, специализированной электронной площадке), а также полученные заказчиком при определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальных цен единиц товара, работы, услуги, начальной суммы цен указанных единиц, максимального значения цены контракта, при обосновании (за исключением включаемых в контракт в качестве обоснования цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в соответствии с ч. 4 ст. 93 Закона N 44-ФЗ) таких начальной (максимальной) цены, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальных цен единиц товара, работы, услуги, хранятся заказчиком не менее 6 лет с момента начала закупки.

При этом автор напоминает, что в соответствии с Законом N 44-ФЗ закупка начинается с размещения извещения или направления приглашения (в закрытых процедурах), а в случаях, когда извещение или приглашение законом не предусматривается, с заключения контракта.

 

2. Приоритетность структурированных информационных форм

Также с 01.01.2022 в ч. 4 ст. 5 Закона N 44-ФЗ будет прямо закреплено правило, согласно которому, в случае наличия противоречий между данными, содержащимися в ЕИС, и данными, содержащимися в информации и документах, направляемых участниками контрактной системы, приоритет будет иметь информация, содержащаяся в ЕИС.

А так как в следующем году все еще сохранится необходимость предоставления части документов в формате вложений (не в структурированной форме), данная норма будет способствовать решению достаточно распространенной на практике проблемы с указанием разночтивой информации. Например, когда в структурированном извещении и в документации о закупке, которая сейчас прикрепляется отдельным файлом в текстовом формате, указаны противоречивые сведения, что чаще всего квалифицируется антимонопольными органами как административное правонарушение по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, штраф за совершение которого составляет 3000 рублей на должностное лицо.

Однако также стоит обратить внимание читателя на то, что в новой редакции Закона N 44-ФЗ (с учетом оптимизационных поправок) отсутствует подобное правило касательно информации, размещаемой на электронных площадках в структурированном виде и в виде вложенной информации. Из чего следует, что однозначного разрешения вопроса с возможными разночтениями в составе заявок участников однозначного решения законодательством не предусмотрено.

 

3. Изменения в работе комиссий

В первую очередь стоит отметить, что из положений Закона N 44-ФЗ исключаются как таковые разновидности комиссий (то есть: аукционные комиссии, конкурсные комиссии и другие, в том числе исключается термин «единая комиссия»).

Теперь законодательством будет предусмотрено единое наименование такого органа — «комиссия по осуществлению закупок».

Согласно новым правилам, минимальное число членов такой комиссии должно будет составлять 3 человека, а максимальная численность по-прежнему не определена.

Кроме того, будет прямо предусмотрена возможность участия в заседаниях комиссии посредством систем видео-конференц-связи.

 

4. Применение электронной подписи

В новой редакции Закона N 44-ФЗ (с 01.01.2022) предусматривается, что все протоколы, которые формируются в ходе осуществления конкурентных закупок:

1) Формируются заказчиком с использованием электронной подписи (в соответствии с Приказом Минфина России от 31.07.2020 N 158н оформление и размещение протоколов определения поставщика относятся к компетенции работников контрактной службы).

2) Должны в обязательном порядке подписываться каждым членом комиссии с помощью личной электронной подписи каждого из них.

Такой механизм уже реализован в отношении процедуры запроса котировок в электронной форме, действующей с 1 апреля текущего года. Однако всем заказчикам и в том числе тем, которые, например, не проводили в этом году данную процедуру, важно помнить, что для обеспечения бесперебойной работы и нормального функционирования организации в части осуществления закупочной деятельности стоит позаботиться о получении электронной подписи на каждого члена комиссии заранее.

При этом также важно помнить, что ответственность за использование электронной подписи лежит именно на ее владельце, а Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи» вовсе не предполагает передачу права ее использования другому лицу. В том числе на основании какого-либо распорядительного документа либо доверенности.

Подписание электронного документа несколькими электронными подписями предусмотрено также для случаев, когда в целях обеспечения приемки продукции у заказчика создана приемочная комиссия. По общему правилу для каждого члена такой комиссии также потребуется оформление электронной подписи.

При этом важно отметить еще тот факт, что Закон N 44-ФЗ допускает возможность привлечения в качестве членов комиссий (не только к работе комиссии по осуществлению закупок, но и в состав приемочной комиссии) лиц, не являющихся работниками заказчика. Однако в случае привлечения таких лиц в приемочную комиссию в соответствии с пп. «а» п. 5 ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ в редакции с 01.01.2022 прямо предусмотрена возможность подписания документа о приемке, составление и подписание мотивированного отказа от подписания документа о приемке без использования усиленных электронных подписей и ЕИС, в таком случае заказчик должен будет приложить подписанные ими документы в форме электронных образов бумажных документов.

А в отношении работы комиссии по осуществлению закупок такая альтернатива законодательством не установлена. Следовательно, лица, привлеченные к работе такой комиссии, не являющиеся сотрудниками заказчика, также в обязательном порядке должны будут иметь персональные электронные подписи, о чем также надлежит позаботиться заблаговременно.

 



Не нашли то, что искали?

Отправьте вопрос — ответим быстро

Большой тест-драйв Гаранта

Полный доступ к системе Гарант
8 901 526 00 06