Официальный поставщик информационно-правовой системы Гарант с 2009 года

Вы находитесь в рубрике: Вопрос-ответ

Как учесть средства, полученные в качестве обеспечения исполнения контракта?

М. Алексеева, эксперт журнала

«Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение»

 

Журнал «Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение», N 10, октябрь 2021 г., с. 9-12.

 

Как отражаются в бюджетном учете казенного учреждения денежные средства, поступившие от участников закупок в качестве обеспечения исполнения контракта?

Порядок установления обеспечения по контракту. Согласно ч. 3 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ*(1) исполнение контракта может обеспечиваться в том числе внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.

Условие об обеспечении исполнения контракта включается в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке, проект контракта, приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом (ч. 1 ст. 96 Федерального закона N 44-ФЗ).

Контракт заключается только после предоставления соответствующего обеспечения по его исполнению в установленный срок. В ином случае участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта и информация о нем включается в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 4, 5 ст. 96, ч. 2 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ).

 

Обратите внимание! Если участник закупки, с которым заключается контракт, является казенным учреждением, то положения Федерального закона N 44-ФЗ об обеспечении исполнения контракта к нему не применяются (п. 1 ч. 8 ст. 96 данного закона). Иными словами, казенное учреждение — заказчик, заключающее контракт с другим казенным учреждением — участником закупки, не вправе требовать от него обеспечения исполнения контакта.

 

Согласно ч. 6 ст. 96 Федерального закона N 44-ФЗ обеспечение исполнения контракта должно составлять от 0,5 до 30% НМЦК или цены контракта при закупках среди СМП и СОНКО. При этом оно может устанавливаться в размере:

— не менее величины аванса, если контрактом предусмотрена его выплата;

— аванса, если он превышает 30% от НМЦК;

— рассчитываемом от разницы между НМЦК (цены контракта в случае его заключения по результатам закупки среди СМП и СОНКО) и авансом, если предусмотрено казначейское сопровождение его выплаты

В случае если расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению, заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения его исполнения. При этом в случае установления такого требования обеспечение устанавливается в размере до 10% от НМЦК или от цены контракта при закупках среди СМП и СОНКО (ч. 6.1 ст. 96 Федерального закона N 44-ФЗ).

Если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на 25% и более по отношению к НМЦК (начальной сумме цен единиц товара, работы, услуги), участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение его исполнения с учетом положений ст. 37 «Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона» Федерального закона N 44-ФЗ (ч. 6.3 ст. 96 данного закона).

 

К сведению. В ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта новое обеспечение исполнения контракта, размер которого может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены ч. 7.2 и 7.3 ст. 96 Федерального закона N 44-ФЗ. Одновременно с этим поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе изменить способ обеспечения гарантийных обязательств и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения новое обеспечение (ч. 7 ст. 96 Федерального закона N 44-ФЗ).

 

Денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта вносятся на срок, предусмотренный контрактом. Он не должен превышать 30 дней (15 дней, если закупка проводилась среди СМП и СОНКО) с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств (ч. 27 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ).

Бюджетный учет. Казенные учреждения операции со средствами, полученными в качестве обеспечения исполнения контракта, ведут на отдельном лицевом счете для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств (пп. «д» п. 4 Порядка открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 N 21н).

Денежные средства, поступившие от участника закупки в счет обеспечения исполнения контракта, подлежат отражению на счете 3 304 01 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение» (п. 21, 267 Инструкции N 157н*(2), п. 105 Инструкции N 162н*(3)).

Учет операций по данному счету ведется в журнале операций с безналичными денежными средствами (ф. 0504071) (п. 269 Инструкции N 157н).

Поступление денежных средств, полученных в качестве обеспечения исполнения контракта, на лицевой счет учреждения оформляется следующей бухгалтерской записью (п. 106 Инструкции N 162н):

Дебет счета 3 201 11 510 «Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»

Кредит счета 3 304 01 730 «Увеличение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»

Возврат казенным учреждением денежных средств участнику закупки оформляется следующим образом (п. 106 Инструкции N 162н):

Дебет счета 3 304 01 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»

Кредит счета 3 201 11 610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»

Операции по поступлению денежных средств во временное распоряжение казенного учреждения, а также по возврату их участнику закупки одновременно отражаются на забалансовых счетах 17 и 18, открытых к счету 3 201 11 000, с применением статей 510 «Поступление денежных средств и их эквивалентов» и 610 «Выбытие денежных средств и их эквивалентов» КОСГУ (п. 13.1, 14.1 Порядка N 209н*(4)).

 

Пример

На лицевой счет казенного учреждения (заказчика), предназначенный для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение, в качестве обеспечения исполнения контракта поступили денежные средства, внесенные участником закупок (коммерческой организацией). Размер обеспечения контракта составил 100 000 руб. После исполнения контракта денежные средства возвращены заказчиком на расчетный счет участника закупок в срок, установленный условиями контракта.

В бюджетном учете будут составлены следующие проводки:

 

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Отражено поступление на лицевой счет учреждения денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта 3 201 11 510 Забалансовый счет 17 3 304 01 734 100 000
Отражен возврат денежных средств, полученных в качестве обеспечения исполнения контракта 3 304 01 834 3 201 11 610 Забалансовый счет 18 100 000

 

 

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

*(1) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

*(2) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.

*(3) Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н.

*(4) Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 N 209н.



Не нашли то, что искали?

Отправьте вопрос — ответим быстро

Большой тест-драйв Гаранта

Полный доступ к системе Гарант
8-925-781-4152