Официальный поставщик информационно-правовой системы Гарант с 2009 года

Вы находитесь в рубрике: Вопрос-ответ

Закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя): требования к участникам

С.О. Постовалова,

ведущий юрисконсульт Экспертного центра Института госзакупок

Журнал «Вестник Института госзакупок», N 10, октябрь 2021 г., с. 18-19.

 

С 1 января 2022 года ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ будет изложена в новой редакции, где вместо общей формулировки о том, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования, вступит в силу более конкретизированная норма, предусматривающая обязательное условие об установлении единых требований как при проведении любых конкурентных закупок, так и при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, когда такой контракт заключается по пунктам 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

И в первую очередь обращает на себя внимание тот факт, что среди вышеперечисленных оснований указаны в том числе закупки по пунктам 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. При этом важно отметить, что новая редакция ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ не конкретизирует, что указанное правило будет касаться исключительно закупок, проводимых с учетом специального порядка, предусмотренного ч. 12 ст. 93 названного закона. А это уже в свою очередь означает, что такие требования необходимо будет устанавливать не только при закупках товаров на сумму, не превышающую 3-х миллионов рублей, которые проводятся посредством электронных магазинов, но и при закупках товаров, работ, услуг «малого объема» на сумму, не превышающую 600 тыс. рублей.

Сам же перечень единых требований в целом останется неизменным.

Однако целесообразно отметить, что некоторые формулировки будут скорректированы. А именно:

1) Из п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ будет исключено условие о том, что деятельность участника закупки не должна быть приостановлена именно на дату подачи заявки. Это будет означать необходимость соответствия участника такому требованию не только на дату подачи заявки, но и на протяжении всего цикла закупки, который в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

2) В п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ будет предусмотрено, что не только сам участник закупки не должен являться офшорной компанией, но и не должен иметь в составе участников юридического лица, являющегося офшорной компанией, а также не должен иметь офшорных компаний в числе лиц, владеющих напрямую или косвенно более чем 10% голосующих акций либо долей, превышающей также 10% в уставном (складочном) капитале.

В контексте рассматриваемых изменений справедливо может возникнуть вопрос. Где же в таких закупках следует устанавливать единые требования?

В соответствии с ч. 5 ст. 31 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что информация об установленных требованиях указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и в документации о закупке (если она предусмотрена законом). Стоит также напомнить, что со следующего года основным закупочным документом станет именно извещение о закупке, а составление документации в общем случае больше не потребуется.

Однако примечательно, что в редакции оптимизационного пакета по-прежнему предусмотрено два стандартных случая, когда заказчиком должно составляться извещение:

1) Для целей проведения конкурентных способов закупки.

2) При осуществлении закупок товаров на сумму, не превышающую 3-х миллионов рублей, по пунктам 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ с учетом правил, предусмотренных ч. 12 указанной статьи.

Касательно остальных случаев закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) новая редакция Закона N 44-ФЗ, равно как и сейчас, не предусматривает составление извещения. И при этом законодательство о контрактной системе не содержит никаких альтернативных извещению по статусу вариантов (документов) для указания информации об установлении единых требований.

Таким образом, несмотря на то, что новая редакция Закона N 44-ФЗ будет предусматривать необходимость установления заказчиком единых требований к участнику при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по отдельным основаниям, можно сделать вывод, что порядок установления данных требований для большинства таких случаев не урегулирован. То есть не предусмотрено, каким именно образом заказчик должен будет закрепить факт предъявления единых требований в случае, если извещение о закупке не составляется.

Следующий немаловажный вопрос заключается в том, кто в структуре заказчика будет проверять соответствие участника таким требованиям и, вообще, необходима ли такая проверка?

Согласно ч. 8 ст. 31 Закона N 44-ФЗ проверка соответствия участника закупки установленным требованиям относится к компетенции комиссии по осуществлению закупок.

Однако такая комиссия создается исключительно для проведения конкурентных процедур, что прямо указано в ч. 1 ст. 39 Закона N 44-ФЗ. При закупках у единственного поставщика комиссия отсутствует. Причем данное правило распространяется в том числе и на закупки по пунктам 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ с учетом порядка, предусмотренного ч. 12 указанной статьи, где, несмотря на наличие признаков состязательности закупки товаров посредством электронного магазина, такая процедура все равно считается неконкурентной, исходя из смысла статей 24 и 93 Закона N 44-ФЗ, но проверка на предмет соответствия участника требованиям, установленным извещением, все же предусмотрена и осуществляется не комиссией, а заказчиком единолично.

В отношении других закупок у единственного поставщика, при которых, согласно оптимизационным правкам, устанавливаются единые требования, вовсе не предусмотрена обязанность заказчика осуществлять такую проверку.

Возможно, в будущем ответы на данные вопросы будут урегулированы. Пока можно сделать вывод, что закрепление в Законе N 44-ФЗ отдельных оснований закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), не предусматривающих формирования извещения, но при этом предполагающих установление единых требований к участникам, носит формальный характер.

 



Не нашли то, что искали?

Отправьте вопрос — ответим быстро

Большой тест-драйв Гаранта

Полный доступ к системе Гарант
8-925-781-4152